Общественные слушания в Московской областной Думе по вопросам правового регулирования использования лесов для рекреационной деятельности

В начале июля в Московской областной Думе состоялись общественные слушания на тему «О совершенствовании правового регулирования использования лесов для рекреационной деятельности». В слушаниях приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти Московской области и общественных организаций Московской области. Открыл общественные слушания заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин. «Сегодня мы проведем общественное слушание по рекреации в лесах Подмосковья. Это колоссальный вопрос, который волнует всех жителей нашей области. Нам необходимо обсудить, каким путем область пойдет в рекреационной аренде», — сказал во вступительном слове Никита Юрьевич. По словам заместителя председателя Правительства Московской области А.А. Чупракова, в данном вопросе важно узнать мнение и представителей органов федеральной власти, законодательной власти, представителей общественных объединений, бизнеса. Проблема, которая сегодня затронута, важна не только для жителей Московской области, но и для всей страны, ведь леса Московской области не только являются предметом охраны, но и местом отдыха для людей. Александр Анатольевич рассказал, что на территории Московской области находится большое количество особо охраняемых территорий, на сегодняшний день их 229 площадью более 170 тысяч га, это примерно 4 процента территории. В связи с поручением Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева Министерством экологии разработана госпрограмма, в соответствии с которой количество особо охраняемых территорий вырастет до 2020 года почти до 500 тысяч гектар и составит 17 процентов территории Московской области. Намечено создание 39 новых ООПТ, при этом очень важно определить границы уже существующих, ввести государственный кадастр недвижимости, для того, чтобы границы ООПТ знали все, и никто на них не покушался. Сегодня существует механизм передачи лесных участков в целях рекреации земель лесного фонда. При этом стоит отметить, что существуют жесткие требования, которые практически вводят запрет на строительство. А.А. Чупраков рассказал, что в то же время существует достаточно серьезный спрос со стороны сетевых компаний, которые занимаются развитием туристического бизнеса. Инициатива, вынесенная на общественные слушания, предусматривает возможность создания рекреационных объектов на ограниченной части арендуемых земельных участков с очень жесткими требованиями, которые предъявляются к этим объектам. При этом понимая, что эти объекты нуждаются в безопасности, нужно предусмотреть возможность огораживания, но только этих объектов – вся остальная часть должна быть свободна для доступа любых лиц. Это позволяет привлечь внебюджетные средства или средства сетевых инвесторов, которые будут понимать, что для них будет означать аренда земель лесного фонда. У них будет право создавать рекреационные объекты с правом собст
2fd6
венности при условии жесткого выполнения требований и конкурсной документации, а также требований по выполнению всех мероприятий, в том числе и лесовосстановления. Стоит отметить, что невыполнение повлечет за собой расторжение договора. Между тем важным моментом является то, что под этими объектами невозможна приватизация земель лесного фонда. Контроль же будет со стороны и лесного, и градостроительного законодательства. В ходе общественных слушаний председатель Комитета лесного хозяйства Московской области П.О. Кукушкин рассказал о ряде проблемных вопросов законодательного регулирования использования лесов, которые особенно актуальны для Московской области. Площадь лесов в Подмосковье – почти 2 миллиона гектаров, рекреационная нагрузка на леса огромна. Неблагоприятное санитарное состояние лесов, наследие катастрофических пожаров 2010 года, замусоренность лесов – все это проблемы, требующие ежегодно колоссальных объемов финансирования. При этом в течение 5 лет в лесах Московской области необходимо проведение сплошных санитарных рубок на площади почти 63 тыс. га, лесовосстановление – на площади 39 тыс. га, разбор горельников – почти 14 тыс. га. Объем средств, требуемый для выполнения этих задач в полной мере, — 21 миллиард рублей. «Это имеет прямое отношение к рекреационной аренде. Судите сами. Рекреационная аренда на территории региона крайне несбалансирована. 95% участков в рекреационной аренде расположены всего лишь в 4-ех лесничествах, это Звенигородское, Истринское, Клинское, Дмитровское лесничества. Практически все участки малой площади. Лесохозяйственные работы проводятся на них совсем в небольших объемах. Фактически никакой экономии на лесохозяйственных мероприятиях регион от рекреационной аренды не получает», — рассказал Павел Олегович. Прямая же доходность бюджета от рекреационной аренды ничтожно мала, менее 1 % от общих поступлений в бюджетную систему. При самом большом софинансировании лесного хозяйства среди регионов в Подмосковье фактически отсутствует источник покрытия затрат бюджета от лесного хозяйства. Таким образом, рекреационная аренда в лесах для Московской области на сегодняшний день скорее минус, чем плюс. Существует целый комплекс проблем, которые на сегодняшний день законодательно не урегулированы. Это и отсутствие ограничений на минимальную площадь участка в аренде, и отсутствие законодательной однозначности «аренда — предпринимательская деятельность». При этом «честная» рекреационная аренда практически не отличается от всеобщего права на свободный доступ в леса, что исключает коммерческий интерес. Стоит подчеркнуть, что малая доля лесохозяйственных работ, выполняемых арендаторами, перечеркивает потенциальный экономический эффект рекреационной аренды для лесного хозяйства. И конечно, на практике в большинстве случаев мы имеем искажение и «скрытую приватизацию» рекреационных функций, теневой бизнес. Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области в своем выступлении рассказал о трех возможных вариантах развития сложившейся ситуации. Это отказ от рекреационной аренды в полной мере как вида использования лесов, что повлечет за собой ряд минусов – от сокращения доходов бюджета от аренды до неопределенности статуса уже существующих арендаторов, вариант «молчаливого согласия» со сложившейся ситуацией, который напрямую влечет коррупционный фактор и теневые доходы, или же третий вариант — искать решения по переформатированию рекреационной аренды. Один из вариантов решения — установление возможности капитального строительства на землях лесного фонда в рамках рекреационной аренды на части арендного участка. Обязательные условия при этом – ограничения минимальной и максимальной площади участка в аренде и площади допустимой застройки. Такой вариант приведет к выводу существующих объектов недвижимости «из тени», привлечет новых арендаторов, увеличит доход бюджета от аренды, при этом лес остается в федеральной собственности. Но, если пойти по данному пути, это потребует изменения лесного и смежного законодательства. В конце своего выступления глава Комитета отметил, что рекреационная аренда в лесах Московской области на сегодняшний день совершенно не устраивает лесное хозяйство. «Необходимо переформатирование сложившейся системы», — сказал Павел Олегович. Во многом с мнением председателя Комитета лесного хозяйства Московской области согласился заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации Ю.Н. Гагарин. «Мы также работаем над совершенствованием арендных отношений при организации рекреационного пользования, я полностью согласен с председателем Комитета лесного хозяйства Московской области, я разделил эти вопросы на 2 составляющих – защита интересов государства и в обязательном порядке защита интересов бизнеса. Необходимо сохранить лес лесом, часть полномочий по содержанию лесных участков передать бизнесу, необходимо извлекать с территории лесной доход. У арендаторов же должно быть право на создание объектов рекреационной структуры и создание условий для организации данного бизнеса. Мы должны ограничить доступ к рекреационным объектам», — сказал Юрий Николаевич. Так же он подчеркнул, что поддерживает возможность возведения временных объектов, имеющих временный характер по срокам действия договоров аренды, возможность, которую получит арендатор по огораживанию объектов, поддерживает указание предельных размеров лесного участка для размещения рекреационных объектов. «Но мы не поддерживаем внесение изменений в градостроительное законодательство, которое определяет возможность размещения объектов капитального строительства на землях лесного фонда и мы не поддерживаем размещение объектов капительного строительства в лесопарковых зонах и городских лесах», — отметил Ю.Н. Гагарин. Одним из важных моментов обсуждения стала тема огораживания арендатором возведенных объектов на арендуемой территории. «Какое-либо изменение с точки зрения введения огораживания какого-либо здания, строения, оно не является не только революционным, а является по сути дела уточняющим нормативом. Если мы увяжем конкретные значительные площади, которые будут подлежать лесопользованию и неким объектом, который подлежит огораживанию – здесь не будет никакого противоречия», — отметил депутат Госдумы М.А. Шингаркин. При этом руководитель Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Е.С. Трунов сказал, что не стоит говорить об огораживании, как о панацее. «Давайте говорить о системном подходе к регулированию численности. Даже в таких публичных местах как в парках, зоопарках во всех цивилизованных странах есть учет посетителей. И в часы пик доступ прекращают. А у нас создается впечатление, что в лесу на отдельном маленьком участке должно находиться как можно больше человек. Так давайте говорить о регулировании рекреационной нагрузки – не обязательно ставить глухой забор, есть арендатор, который может установить систему пропусков», — отметил Евгений Сергеевич. Также Е.С. Трунов подчеркнул, что самый главный вопрос – это зонирование. Это процедура сейчас уже существует, и она нормативно и законодательно закреплена за лесными планами субъектов. «Просто к этому нужно будет относиться совершенно по-другому. Как есть сейчас схема территориального планирования и градостроительный план, то же самое должно быть в отношении лесов. И уже в рамках ближнего обсуждения определять – вот здесь можно передавать в аренду для цели рекреации с возведением объектов, а вот здесь нельзя», — сказал глава Департамента лесного хозяйства по ЦФО. В конце слушаний заместитель председателя Правительства Московской области А.А. Чупраков сказал, что был сделан акцент на одной из форм и способов решения этой очень серьезной проблемы. Он поблагодарил присутствующих за поддержку инициативы, и отметил, что, безусловно, те предложения, которые были высказаны, будут обязательно учтены в том законопроекте, который сейчас разрабатывается, и у каждого будет возможность проанализировать его, внести свои коррективы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *